Юзабилити - общие понятия

Материал из AOW

Перейти к: навигация, поиск

Юзабиилити - степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью


Содержание

Критерии юзабилити

Согласно стандарту ISO-9241 основными критериями юзабилити являются:

-Эффективность
-Продуктивность
-Удовлетворенность пользователя


Эффективность

Эффективность (Effectiveness) продукта определяется как «точность и полнота, с которой пользователи достигают поставленных целей». Эффективность измеряется следующими параметрами:

Какой процент задач пользователя реализуется в продукте. Тот продукт будет считаться более эффективным, который реализует больше задач пользователей. Здесь можно привести такой пример. Мобильный телефон может выполнять функции, которые недоступны при использовании компьютера или музыкального центра. Или же новая версия программного обеспечения, решает большее количество задач пользователей, чем предшествующая.

Отношение числа успешных действий к ошибкам. Чем выше этот показатель, то есть чем меньше ошибок совершается пользователем, тем эффективность выше.

Нагрузка на пользователя (должны быть минимальной). Здесь, прежде всего, следует учитывать нагрузку на основные психические процессы: память, внимание, воображение. Интерфейс веб-сайта должен быть запоминающимся, не только по внешним характеристикам, но и по принципам работы в нем. В нем не должно присутствовать слишком большое количество объектов, отвлекающих внимание пользователя от восприятия основной информации.

Такими, например, являются мигающие, двигающиеся, всплывающие баннеры, которые в большинстве случаев пользователь пытается игнорировать или совсем исключить из поля зрения. Интерфейс сайта должен быть интуитивно понятным пользователю. «Не заставляйте меня думать», — первый закон юзабилити, о котором говорит в своей книге Стив Круг. Количество используемых функций и команд (должно быть высоким). Далеко не все функции и возможности, заложенные в продукте, используются пользователем. Если он реализует хотя бы 10% из них, то такой продукт можно считать успешным.


Продуктивность

Продуктивность (Efficiency) продукта определяется как «ресурсы, которые пользователь затрачивает, чтобы с точностью и полнотой достигнуть поставленных целей». Прежде всего, продуктивность измеряется следующими показателями:

Время, которое необходимо пользователю для выполнения задания (должно быть минимальным).

Время, необходимое для предварительного обучения (должно быть минимальным). Этот показатель очень важен для веб-сайта — продукта, рассчитанного на широкую аудиторию. Чаще всего пользователь не имеет ни малейшего желания, заходя на какой-либо Интернет ресурс, читать мануалы для того, чтобы разобраться, как им пользоваться. Проведение семинаров и тренингов также не представляется возможным. Для того чтобы минимизировать время для предварительного обучения пользователей, необходимо использовать стандарты, которые уже существуют в индустрии, прежде всего, использовать те навыки, которые пользователи получили на сайтах конкурентов. Якоб Нильсон, гуру юзабилити, говорит о том, что если 50% сайтов предлагают совсем неудобное и достаточно трудное решение какой-либо задачи, то необходимо следовать их примеру и использовать тот же путь. Это легко объяснить с точки зрения психологии. Существует так называемый «синдром утенка», когда пользователи, долго работающие с одним дизайном, долго привыкают или совсем не хотят работать с новым, даже более удобным. Подробнее об этом можно почитать в статье «Правила и принципы юзабилити». Время, которое тратится на ошибки и решение проблем. Большинство действий, которые пользователь совершает на сайтах, являются ненамеренными. В любой ситуации, в которой оказался пользователь, он должен иметь возможность легкого выхода из нее.


Количество совершаемых ошибок


Частота использования справки и документации. Частота обращений к справке должна быть минимальной или, по крайней мере, не повторяющейся. Если пользователь один раз обратился за помощью, то это еще не является критерием низкой юзабилити. Если же он раз за разом перечитывает, не может запомнить предоставленные в справке указания, то на это уже стоит обратить внимание и проанализировать, почему это происходит.

Количество повторных и ошибочных действий. Если пользователь ошибается один раз — это нормально, он не должен ошибаться постоянно, особенно после предварительного обучения.

Удовлетворенность

Удовлетворенность (Satisfaction) продукта определяется как «комфорт и приемлемость использования». Определить удовлетворенность достаточно сложно, поскольку это, прежде всего, эмоциональная компонента. Были введены следующие оценки:

  • Рейтинговая оценка по шкале полезности продукта или услуги.
  • Рейтинговая оценка по шкале удовлетворенности функциональностью продукта.
  • Количество случаев, когда пользователь испытывал гнев или проявлял недовольство при обращении с продуктом.
  • Рейтинговая оценка по шкале технологичности управления задачей без участия пользователя.
  • Оценка того, насколько технологическое выполнение задачи соответствует потребностям пользователя.


Основные правила юзабилити.

Правило 7+2

В соответствии с результатами исследования, которое было проведено Джорджем Миллером, кратковременная память может содержать одновременно от 7 до 9 сущностей. Этот факт часто используют, чтобы доказать необходимость сокращения числа элементов в навигационном меню до 7.

Правило 2 секунд

Оптимальное значение времени ожидания пользователя любой реакции системы — это 2 секунды. Это значение выбрано произвольно, но кажется подходящим. Вообще, чем меньше пользователю приходится ждать, тем лучше.

Принцип Парето или правило 80/20.

Это правило основывается на том, что 80% эффекта является результатом 20% действий. Если применить это правило к веб-дизайну, то его суть можно определить следующим образом: для того, чтобы улучшить отдачу сайта, особое внимание нужно обратить на 20% пользователей, процессов, действий, товаров, услуг, которые дают 80% прибыли.

Восемь золотых правил для разработчиков интерфейсов.

В результате исследований взаимодействия человека и компьютера Бен Шнейдерман составил набор правил, которые могут быть использованы при разработке многих типов интерфейсов. Эти принципы актуальны как для разработчиков интерфейсов, так и для веб-дизайнеров.

 1. Стремитесь к логичности.
 2. Для опытных пользователей должен быть быстрый способ (сокращения, горячие клавиши, макросы).
 3. Должна быть информативная обратная связь.
 4. Диалог должен быть законченным.
 5. Обработка ошибок должна быть простой.
 6. Должен быть простой способ отмены действий.
 7. Пользователь должен чувствовать, что все под его контролем.
 8. Как можно меньше загружайте кратковременную память.


Правило Фиттса

Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели. Обычно это правило используется при рассмотрении движения мышью от точки A к точке B. Это может быть важно при размещении элементов, количество кликов на которые желательно увеличить.


Перевернутая пирамида

Перевернутая пирамида — это стиль написания, при котором основная мысль представлена в начале статьи. Статья начинается с вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершается наименее важной информацией. Пользователи хотят получать информацию как можно быстрее, поэтому перевернутая пирамида как нельзя лучше подходит для веб, такого же мнения придерживается и гуру юзабилити Якоб Нильсен.


Удовлетворенность

Пользователи не выбирают оптимальный путь в поисках необходимой информации. Им не нужно самое лучшее и надежное решение, напротив — часто они готовы удовлетвориться быстрым и не самым лучшим решением, которое будет «вполне приемлемым». Применительно к веб, удовлетворенность описывается именно этим случаем: пользователь получил «вполне приемлемое» решение проблемы — даже если альтернативные решения полнее покрывают его требования на длительный срок.


Психология в юзабилити

Синдром утенка (Baby-Duck-Syndrome). Пользователи привязываются к первому изученному ими дизайну и неохотно используют новый, он просто чувствуют себя не комфортно в нем. Это следует учитывать при проведении редизайна сайта. Хотелось бы заметить, что только по истечению некоторого времени пользователи привыкают к новому дизайну, до этого может происходить следующее: они либо вообще перестают посещать данный ресурс, либо пользуются им реже, чем обычно. Очень правильно в случае редизайна, оставлять ссылку на старую версию сайта.


Баннерная слепота

Пользователи игнорируют все, что похоже на рекламу. С чем это связано? Дело в том, что глаз человека реагирует на все движущиеся, мигающие, яркие предметы, расценивая их на подсознательном уровне, как угрозу, как опасность. Поэтому пользователи игнорируют большие, красочные анимированные баннеры, фокусируя свое внимание на той части страницы, где может быть расположена необходимая им информация: тексты, гиперссылки. Таким образом, пользователь просто ставит барьер и не воспринимает рекламу.


Эффект неопределенности (Эффект Зейгарник)

Этот эффект часто используют в рекламе: задавая посетителям интересные или провокационные вопросы, рекламщики таким образом принуждают к чтению материала или клику по ссылке. Этот эффект очень эффективен в маркетинге. Читатели лучше запомнят, о чем была реклама, и даже мелкие детали будут отложены в памяти более четко и точно.


Принципы восприятия форм

Это фундаментальные правила человеческой психологии в контексте дизайна интерфейсов человек-компьютер. Закон близости утверждает, что когда мы видим набор некоторых объектов, те из них, которые расположены ближе друг к другу, мы воспринимаем как группу.


The Self-Reference Effect

Этот эффект особенно важен при создании текстов для веб, поскольку может значительно улучшить связь между автором и читателем. Вещи, связанные с нашим собственным опытом, мы запоминаем лучше, чем те, которые с нами не связаны. К примеру, после прочтения статьи люди лучше запоминают персонажей, истории или факты, с которыми они были как-то связаны.


Ошибки юзабилити

  • Не используйте всплывающие окна (поп-апы). Всплывающие окна отвлекают внимание посетителей от контента сайта, что не есть хорошо. Уважайте своих посетителей!


  • Не изменяйте размер окнаПолужирное начертание браузера посетителя. Причины те же, что и в случае с всплывающими окнами + еще одно: некоторые браузеры запоминают последний размер окна браузера и при новой загрузке воспроизводят его. Как очень метко подметил Бен Бодьен «Если Вы думаете, что лучше знаете, какой размер окна браузера лучше для Ваших посетителей, то Вы совершаете одну из грубейших ошибок, которая не простит Вас…».


  • Не используйте мелкие, нечитабельные размеры шрифтов. Из-за этого длинные тексты читаются с большими усилиями, а на чтение коротких уходит больше времени, чем обычно. Это относится не только к контенту, но и к ссылкам, кнопкам, формам и другим элементам веб-сайта. Хорошая новость – в Web 2.0 все наоборот!


  • Тексты всех ссылок должны быть понятны посетителям. Тексты ссылок должны давать представление посетителям о той странице, на которую ведет конкретная ссылка. Неоднозначные и двусмысленные тексты ссылок следует исключить.


  • На сайте не должно быть ни одной «мертвой» ссылки. Данная ошибка способна разрушить мнение посетителей о Вас и Вашем сайте, оно Вам надо???


  • Не используйте больше 1 анимации на странице. Анимированные баннеры очень сильно отвлекают посетителей от основного контента сайта. Если уж Вы не хотите отказаться от их использования совсем, то хотя бы не размещайте их рядом с основным контентом сайта. Посетители Вам за это будут очень благодарны!


  • Сделайте процесс связи с Вами максимально простым и удобным. Если Вы не хотите поддерживать связь со своими посетителями – Вы на грани провала. Заинтересованные Вашим проектом посетители обязательно захотят связаться с Вами, но если не найдут Ваших координат, то сразу же потеряют интерес и доверие к Вам и Вашему сайту. Данное правило особенно важно для сайтов, непосредственно занимающихся электронной коммерцией.


  • Все ссылки, имеющие место быть на Вашем сайте, должны открываться в этом же окне браузера. Каждый посетитель в праве сам выбирать, как и где открывать ту или иную ссылку. Поэтому навязывание своих правил не приведет ни к чему хорошему.

Тестирование

Юзабилити-тестирование

Для юзабилити-тестирования на сайт приглашаются посетители из реальных целевых групп. Затем специалист наблюдает, насколько эффективно пользователи справляются с решением поставленных перед ними задач, и определяет ВСЕ проблемы с сайтом. Например, вы занимаетесь продажей автомобилей с пробегом. Для тестирования приглашают тех, кто собирается в ближайшее время купить подержанный автомобиль, и анализируем их работу с вашим интернет-ресурсом.

Юзабилити-тестирование можно проводить с помощью специальных сервисов (где сайт тестируют люди, либо тестирование происходит с помощью специальных методик)


Сплит-тестирование

Сплит-тестирование дает возможность сравнивать эффективность изменений на сайте. Суть его заключается в том, что одновременно используются два и более варианта функциональных блоков для одной страницы, а затем подводятся итоги, что работает эффективнее.

Предположим, есть два заголовка. Чтобы определить, какой из них более эффективен, используется сплит-тестирование: одной половине аудитории показывается один заголовок, а другой – второй. По результатам проведенного сплит-тестирования специалист готовит отчет об эффективности каждого заголовка.


Ссылки по теме

Личные инструменты

Разработка веб-сайтов, автоматизация.
По всем вопросам обращайтесь по телефонам:

+7 495 640 29 90
http://artofweb.ru