Принципы написания текстов Web

Материал из AOW

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Способы оформления статей

У вэб-дизайнеров имеются свои правила, как сделать сайт удобным и простым в использовании. Совокупность этих правил они называют юзабилити. Это калька с английского usability, и хотя слово звучит немного вычурно, но термин прижился и широко используется. Об удобстве восприятия сетевых страниц впервые стал говорить еще в 1997 г. Якоб Нильсен, которого сейчас в шутку так и называют «отцом юзабилити».

Статьи онлайновых энциклопедий будут читаться с экрана, и авторы таких статей должны заботиться не только об их информативности, но и их юзабилити.

Чем чтение бумажной книги отличается от чтения веб-страницы?

  • Интернет содержит совершенно неохватный объем информации. Всё это невозможно переварить.
  • Люди приходят в сеть, чтобы отыскать нужную им информацию и понять, важна ли она. Это значит, что они никогда не читают интернет-тексты от начала и до конца. Они их сканируют (термин самого Нильсена).
  • Сканирование означает, что человек не читает текст, как страницу в книге, а просматривает текстовое поле и выхватывает в нем отдельные фрагменты, важные для него. По ним он пытается судить о качестве текстовой страницы и ее полезности для себя.

Принципы написания онлайновых текстов

Из сказанного выше вытекает, что хорошо читаемый текст для вэб-страницы должен быть:

  • 1. простым
  • 2. структурированным
  • 3. кратким
  • 4. составлен по принципу "перевернутой пирамиды"
  • 5. соотноситься с личным опытом читателя
  • 6. не уходить под «сгиб».

Рассмотрим немного подробнее каждый из этих шести принципов.

Простой стиль изложения

Простота изложения улучшает восприятие и запоминание текста. Поэтому:

  • Один текст — одна тема. Не пытайтесь рассказать обо всем сразу.
  • Дайте определение терминам, по крайней мере в виде ссылок. Если это невозможно, то лучше отказаться от терминов вообще.
  • Предпочтительно использовать понятные пользователям слова, даже если это жаргон (только если это широко известный среди целевой аудитории жаргон).

Четкая структура

Структурированность ускоряет время «сканирования» текста взглядом. Отсюда следующие правила:

  • Один абзац — одна мысль. Эту мысль лучше изложить в самом начале абзаца. Разделяйте текст абзацами в 2-5 предложений, несущих одну законченную мысль. Это сделает текст менее монотонным и подчеркнет его основные идеи.
  • Большие тексты необходимо разделять подзаголовками. Заголовки и подзаголовки должны быть информативными, не слишком заумными, без глубоких скрытых смыслов: посетителям сайта, ищущим конкретную информацию, некогда разгадывать загадки.
  • Простой текст плохо пригоден для «сканирования», поэтому списки всегда лучше абзацев, таблицы лучше списков, инфографика лучше таблиц.
  • Текст должен быть структурно размечен — ключевые слова, цитаты, определения и другие акцентирующие элементы должны быть выделены и хорошо бросаться в глаза.
  • Начинайте статью с анонса. При относительно небольшом объёме (1-2 абзаца) анонс должен обладать максимальной информативностью, такой же, какой обычно обладает раздел «Выводы и заключения». (Это не совсем напрямую относится к нашему жанру, но пусть этот пункт тоже будет. Нелишне помнить.)

Краткость изложения

Лаконичность поможет читателю благополучно дочитать текст до конца.

  • Чем короче текст, тем лучше он воспринимается с монитора. Идеальным с точки зрения человеческого восприятия считается текст в 500-700 знаков (более короткие тексты могут быть недостаточно информативными).
  • За один «подход» к такому тексту читатель способен воспринять и «переварить» примерно 50% его объёма.
  • Полноценная статья в 2500-3500 знаков прочитывается лишь на 20-30%. Вот почему так важен «цепляющий» анонс в начале статьи.
  • Ну а тексты свыше 3500 знаков уже «на любителя». Дочитать их до конца отваживаются лишь те, кому действительно нужна данная информация.

Принцип перевернутой пирамиды

"Перевернутая пирамида" — это такой стиль написания, когда основная мысль представлена в начале статьи. Статья начинается с вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершается наименее важной информацией. Пользователи хотят получать информацию как можно быстрее, поэтому "перевернутая пирамида" идеальна для веб-страниц.

Связь с личным опытом читателя

Этот принцип особенно важен. Он значительно улучшает связь между автором и читателем. Мы всегда лучше запоминаем то, что связано с нашим опытом, чем то, что нас никогда не касалось.

Имена персонажей, факты, истории - всё это лучше запоминается, если автор их излагает, проводя параллели с личным опытом читателя.

Не опускаться под "сгиб"

"Сгибом" (англ. fold) условно называют нижнюю линия окна браузера. Простыми словами - текст, по возможности, должен умещаться целиком на экране, чтобы его не надо было прокручивать.

Всё, что написано или нарисовано выше "сгиба", просматривается пользователями более внимательно. Всё, что требует дальнейшей прокрутки, нередко пропускается.

Не все изложенные правила можно скрупулезно реализовать в рамках онлайнового энциклопедического словаря, но твердо помнить о них совсем нелишне. Ищите разумный компромисс между требованиями жанра словаря и юзабилити онлайновых текстов.

Личные инструменты

Разработка веб-сайтов, автоматизация.
По всем вопросам обращайтесь по телефонам:

+7 495 640 29 90
http://artofweb.ru